Тест «За рулем»
Долго ли служит обычный автомобильный ручной насос? По большей части — до конца жизни машины, во всяком случае у аккуратного водителя. Почему же тогда бойко раскупаются такие приспособления для накачки шин, как ножные насосы и электрические компрессоры? Причина проста: автомобилисты хотят пользоваться более удобной оснасткой, чем та, что приложена к автомобилю. По нашему мнению, покупают в основном именно из этих соображений, а не для замены поломанного штатного насоса. Однако подобное суждение основано на личных наблюдениях, а не на объективных данных, поэтому мы решили проверить его путем небольшого эксперимента.
Суббота в автомагазине — день оживленной торговли, и примерно за час удалось поговорить с десятью покупателями, отходившими от прилавка с картонной коробкой в руках. Девять из них купили ножные насосы, десятый — компрессор «Мустанг». Пятеро из «девятки» имеют новые машины (возраст до года), двое пользуются техникой постарше (до трех лет), один еще не получил машину, но заранее покупает «все самое лучшее», последний же ничего не мог рассказать, поскольку приобрел насос по просьбе родственника.
Человек с компрессором имел вид бывалого водителя; мотив покупки он сформулировал так: «Во-первых, возраст не тот, чтобы дрыгать насосом, во-вторых, машину надо подкрашивать, а свои руки и надежней и дешевле, был бы воздух». У всех опрошенных владельцев машин ручной насос и контрольный манометр были вполне исправны. Вопрос о том, какое теперь для них найдется применение, вызывал некоторое недоумение: «Ну, а куда их?! Пусть себе лежат…».
Конечно, примитивность нашего «исследования» очевидна. И все же полагаем, что результаты дают право утверждать: среди тех, кто покупает усовершенствованную оснастку, подавляющее большинство имеет годные или даже совсем новые штатные принадлежности, полученные вместе с машиной. Дальнейшая их судьба — пылиться и ржаветь где-то на дальней полке, то есть по существу быть выброшенными. А это значит, что на их изготовление попусту затрачены труд и материалы, которые можно было использовать для нужных и полезных дел.
Но серьезен ли этот ущерб? Получить ответ было непросто: ножные насосы в качестве товаров народного потребления делают заводы самых разных отраслей, обобщающей статистики по этому вопросу нет. Выход все же нашелся. Каждый насос снабжен встроенным манометром промышленного типа (диаметром 60 или 40 мм), а их распределяет одна организация — «Союзглавприбор» при Госснабе СССР. Цифры, которые там сообщили, поразительны: в текущем году полтора десятка заводов в пяти союзных республиках произведут на свет в качестве ширпотреба 700 тысяч ножных насосов. А к этому нужно добавить еще примерно 60 тысяч автокомпрессоров.
Что же получается? А то, что только за один нынешний год общая цена автопринадлежностей, обреченных на бездействие, превысит 3 миллиона рублей. И так же будет в последующие годы, если положение не изменить к лучшему.
И еще одно обстоятельство обращает на себя внимание. Производство стандартных манометров складывалось так, чтобы обеспечить производство и эксплуатацию стационарного промышленного оборудования. Массовое же использование этих приборов в изделиях для автомобилистов привело к тому, что их стало не хватать. Дефицит покрывают закупками за рубежом, хотя в это же время сотни тысяч специальных автомобильных манометров потребители отправляют на полку. Кстати, манометры промышленного типа не рассчитаны на тряску в автомобиле, и нет никакой гарантии, что показания их стабильны.
Где же выход из положения? Обратимся к технической стороне дела.
Ножной насос привлекает не только тем, что он ножной (как раз это отличие не все воспринимают как достоинство). Бесспорные, и очень существенные, преимущества определяются двумя особенностями: легкосъемным зажимным наконечником шланга, применяемым вместо резьбового штуцера, и встроенным манометром, позволяющим контролировать давление в шине непосредственно во время накачки. Но эти решения в равной мере годны и для ручного насоса, если видоизменить контрольный манометр и встроить его в насос, а штуцер заменить легкосъемным наконечником. Такая доработка несложна, не требует особых капиталовложений в производство и вряд ли заметно скажется на стоимости и цене изделий. Если бы Минавтопром осуществил такую модернизацию, то, возможно, большая часть людей, приобретающих автомобили, была бы вполне удовлетворена и не помышляла о покупке другого устройства, за которое надо платить дополнительно. К тому же ножные насосы в этом случае не требовалось бы комплектовать манометром: у автомобилиста прибор встраиваемого типа уже есть, достаточно переставить его с одного насоса на другой.
В качестве иллюстрации к сказанному можно привести такие факты. Как известно, владельцы машин стремятся к экономной эксплуатации и вовсе не горят желанием отдать 14 рублей за новый насос, а «фирменную» оснастку выбросить. Поэтому, когда несколько лет назад завод «Агат» начал делать легкосъемные наконечники шланга с манометрами (фото 1) по цене 3 руб. 90 коп., покупателям это изделие понравилось. Опробовали его и мы в своих редакционных испытаниях, но опубликовать положительную рецензию не успели: примерно через год выпуск был прекращен из-за нехватки приборов. Здесь уместно заметить, что расположение манометра в наконечнике шланга менее удобно, чем на корпусе, как это сделано в «ширпотребном» варианте ручного насоса (фото 2), в небольших количествах выпускаемом ставровским автоагрегатным заводом. Несмотря на то, что использованный там прибор великоват, шкала его неудобна, а шланг снабжен серийным штуцером, все же изделие пользуется спросом. Впрочем, что касается наконечников, то в магазинах есть такие же «колпачки», как и на ножном насосе.
Стоят они всего 70 копеек, и автомобилисты охотно их покупают. Это, наверно, должно было радовать, если бы только не свидетельствовало об убыточном дублировании, которое является предметом нашего разговора.
Вернемся к существу рассматриваемого предложения. Оно привлекает относительной простотой реализации, но страдает серьезным недостатком: полностью решая проблему манометров, в то же время не исключает, а лишь сокращает дублирование производства самих насосов.
От специалистов Минавтопрома мы узнали о другом варианте решения: вообще не прикладывать к автомобилю ни насос, ни манометр, с тем, чтобы каждый, покупая машину, сам приобретал себе то, что нравится по исполнению и цене. Наша первая реакция была протестующей: набегаешься, чтобы хоть что-нибудь купить, и купишь не то, что хочется. Но это позиция автомобилиста, мягко говоря, не избалованного торговым сервисом. С государственной же точки зрения такое положение было бы оптимальным, поскольку оно полностью исключает дублирование производства и непроизводительное использование продукции. Следовательно, данный вариант предпочтителен для всех при одном, совершенно обязательном условии, а именно: гарантированное обеспечение в каждом магазине, торгующем автомобилями, широкого ассортимента средств для контроля и накачки шин.
Конечно, реализация такого решения требует определенных усилий и ряда организационных мер со стороны автомобильной промышленности, торговли, а также плановых органов, регулирующих производство с учетом фактического спроса. Но, в конце концов, не пора ли поднимать торговлю автомобилями на более высокий уровень, полнее учитывающий индивидуальные запросы покупателя?
Разумеется, существуют и другие предложения, представляющие собой частичные или временные решения и наравне с изложенными заслуживающие внимания со стороны специалистов всех затронутых ведомств. Важно, чтобы, в конечном счете, были удовлетворены интересы всех — потребителей и производителей. Поэтому мы ожидаем деловых откликов от организаций, которых касается данный вопрос, и в равной мере от читателей, которые также являются заинтересованной стороной.
Сектор испытаний «ЗА РУЛЕМ»
Журнал «За рулем» № 5 • Май • 1984
Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области
Похожее
|