В то время как ведущие мировые державы замораживают и пересматривают свои ядерные программы в связи с событиями в Японии, российские политики и атомщики продолжают свято верить в безопасность атомной энергетики, пытаться убеждать в этом население страны, и строить новые атомные станции.
Анна Киреева, 17/03-2011
В настоящее время весь мир стал свидетелем ядерной катастрофы в Японии. По всей видимости, о таком варианте развития событий не подозревали даже профессионалы: крайне трудно было представить, что такое стечение природных катаклизмов и подобная авария могут произойти в реальной жизни, а не носить гипотетический характер.
Еще в 1988 году, через два года после Чернобыльской катастрофы академик Андрей Сахаров написал: «Безопасность ядерной энергетики не может считаться внутренним делом какой-либо страны, как это показали последствия аварии в Чернобыле. Я считаю, что должен быть принят международный закон, запрещающий наземное размещение ядерных реакторов и предусматривающий поэтапную постепенную остановку всех ранее построенных реакторов, не удовлетворяющих требованиям безопасности».
Ядерные страны пересматривают свою атомную политику
Авария на японской АЭС заставило правительство многих стран пересмотреть свое отношение к атомной энергетике.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что надо пересмотреть вопрос об использовании в США ядерной энергии.
Таиланд объявил о замораживании проекта строительства пяти атомных электростанций на своей территории. «Мы не будем подвергать риску жизнь тайского народа, кабинет министров принял соответствующее решение», — сказал вице-премьер королевства Сутеп Таугсубан, отвечающий за вопросы безопасности.
Правительство Германии объявило мораторий на продление работы 17 атомных электростанций в стране, на время трехмесячного моратория семь старейших АЭС будут остановлены. «Реакторы, которые были построены в Германии до 1980 года, за исключением реактора «Неккарвестхайм» (который уже остановлен), будут сегодня отключены», – заявила канцлер Германии Ангела Меркель, выступая с правительственным заявлением в бундестаге.
Министр окружающей среды Финляндии Паула Лехтомяки считает, что катастрофа в Японии повлияет на обсуждение вопроса увеличения мощностей атомной энергетики в Финляндии. По словам Лехтомяки, во время последнего обсуждения развития в Финляндии атомной энергетики было высказано множество опасений относительно строительства новых станций.
Прошлым летом Парламент Финляндии одобрил строительство нового коммерческого ядерного реактора в Северной Финляндии в Симо, либо в Пюхяйоки. Эта станция могла стать второй атомной электростанцией в Баренцевом регионе. В настоящий момент единственная атомная станция с четырьмя реакторами действует в России, на Кольском полуострове.
России все нипочем
И только Россия заявляет о продолжении «ядерного ренессанса», подписывая соглашения на строительство своих атомных реакторов в Белоруссии и Турции. Причем соглашения подписываются в тоже время, когда на Японской АЭС продолжается крупная авария, а правительство страны эвакуирует своих граждан из близлежащих районов в более безопасные места.
«Позиция России и Росатома в данной ситуации, мягко говоря, неадекватная, — считает руководитель Мурманской Беллоны Андрей Золотков. — Это все равно, что во время крупного пожара предлагать спички и бензин со словами «самые-самые безопасные»! Неужели нельзя было отложить это подписание на некоторое время, хотя бы для приличия?».
С экологом не согласен председатель Мурманской областной Думы Евгений Никора. «Подписание соглашений в столь драматичное время нельзя расценивать как неуважение к трагедии в Японии, — заявил он в эксклюзивном интервью «Беллоне.ру». – Это символический жест, показывающий поддержку одной ядерной державы другой. Сейчас атомные державы должны поддерживать друг друга в развитии атомной энергетики».
Стоит ли опасаться населению Мурманской области?
Сопредседатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк в своем интервью «Собеседнику» назвал пятерку самых опасных АЭС в России: Ленинградская, Курская, Смоленская, Кольская и Нововоронежская АЭС, где установлены реакторы, по уровню безопасности даже уступающие горящей Фукусима-1.
По словам Сливяка, за 25 лет после Чернобыля атомная промышленность успела убедить многих политиков в том, что она безопасна, но за четыре дня марта 2011 года этот миф был окончательно разрушен. Реальность такова, что крупная авария на АЭС может случиться в любой стране мира, как только будет потерян источник энергии для систем безопасности реакторов и для этого не обязательно должно происходить землетрясение.
Напомним, что в 1993 году Кольская атомная станция была близка к аварии, подобной тому, что произошла в Японии. Тогда, 2 февраля 1993 года, вследствие штормового ветра произошло отключение всех отводящих от АЭС линий электропередач, что в свою очередь привело к обесточиванию станции. В результате сработали все аварийные защиты на всех реакторных установках Кольской АЭС. В случае срыва естественной циркуляции могло произойти частичное расплавление активных зон с выходом радиации.
«Отсутствие энергопитания для любой АЭС – это начало катастрофы, что еще раз подтвердила японская авария. Дополнительные генераторы, предусмотренные для таких случаев, тоже могут отказать, или, могут возникнуть такие условия, когда их невозможно будет запустить», — уверен Андрей Золотков. Эколог также отмечает, что до сих пор Кольская АЭС не смогла предоставить открытую, объективную и квалифицированную информацию об инциденте, которому был присвоен уровень 3 по шкале INES.
В настоящее время Кольская АЭС не представляет никакой опасности, считает спикер Мурманской областной Думы Евгений Никора. «Я, как атомщик, могу заверить, что населению Мурманской области абсолютно нечего опасаться: ни японских радионуклидов, ни ядерных объектов в регионе», — рассказал он «Беллоне.ру».
Спикер регионального парламента не сомневается в развитии ядерного ренессанса на Кольской полуострове, в России, и во всем мире. Атомная промышленность должна сделать выводы и подвергнуть дополнительной экспертизе все АЭС – в плане сейсмоустойчивости, обеспечения резервного электро- и водоснабжения, безопасного хранения отработавшего ядерного топлива. «Но она должна продолжать строить новые атомные станции, обеспечивая их 101% безопасность. Я верю, что это возможно», — отметил политик.
«Я боюсь даже представить какого масштаба ядерная катастрофа должна случиться, чтобы хотя бы немного пошатнуть слепую веру российских атомщиков и политиков в безопасность своих АЭС, — заявил руководитель Мурманской Беллоны. – Атомная промышленность обязана делать выводы, но учиться на ошибках, приводящих к таким катастрофам, как в Японии и Чернобыле, — это преступление. Подобное «обучение» слишком дорого стоит человечеству».
Новости на промышленном портале Мурманской области
Похожее
|